Моя Англия - Алхимик, открывающий фосфор

25 ноября 2010





JosephWright-Alchemist.jpg
Джозеф Райт
Алхимик, открывающий фосфор, 1771
The Alchemist Discovering Phosphorus
Холст, масло. 127×101,6 см
Музей и художественная галерея Дерби, Великобритания

«Алхимик, открывающий фосфор» — картина английского художника Джозефа Райта, написанная в 1771 году и переработанная в 1795 году. Полное название картины — «Алхимик в поисках философского камня, обнаруживает фосфор и молится за успешное завершение его действий, согласно обычаю древних химических астрологов». Было высказано предположение, что «Алхимик» описывает открытие фосфора алхимиком из Гамбурга Хеннигом Брандом в 1669 году. Эта история была широко известна и часто упоминалась в научно-популярных книгах o химии, опубликованных при жизни художника.

Описание

На картине показан алхимик, пытающийся получить философский камень, который, якобы, может превратить обычные металлы в золото, но вместо этого, к своему изумлению, открывает фосфор. Однако Райт не изобразил алхимика XVII века, а придал более романтический вид комнате, добавив средневековые готические арки и высокие, заострённые окна, как будто алхимик находится в церкви. Художник также облагородил процесс получения фосфора, который заключается в упаривании мочи. Описание производства фосфора 1730 года упоминало о необходимости 50 или 60 ведер гнилой мочи, в которой «завелись черви».

Алхимик кисти Томаса Вейка

Райт также использует религиозные аллюзии. Алхимик стоит на коленях перед блестящими сосудом, вытянув руки в жесте, который использовался Эль Греко в картине «Святой Франциск, получающий стигмату» или «Молящийся Святой Иероним». Николсон сравнивает эту позу с позой апостолов, получающих причастие. Он считает, что композиция картины, возможно, была позаимствована из картины об алхимике голландского художника Томаса Вейка, на которой также изображены аналогичные своды, расположенные в беспорядке предметы и помощник в столбе света. Эта картина XVI века выставлялась в Лондоне при жизни Райта. Однако, по наброску друга Райта, Питера Бердета видно, что он оказал значительное влияние на композицию картины. Его эскиз от 4 февраля 1771 года содержит и своды, и композицию картины с фокусом на стеклянном сосуде. Именно Бердет определил, где разместить фигуры на картине, и познакомил Райта с Мэтью Тернером, чтобы Райт смог понять основной эксперимент, изображённый на картине.

История

С момента первого показа в 1771 году картина вызвала много противоречивых интерпретаций. Её тайна, очевидно, тревожила зрителей XVIII века, и хотя Райт был международно признанным художником, картина не была продана. Райт взял её в своё итальянское путешествие в 1773—1775 годах, привёз обратно в Англию, где она была переписана в 1795 году и была продана только через четыре года после его смерти на аукционе «Кристис» среди других вещей художника.



Просмотров: 1459


<<< Аллентонский бегемот
Выставка в Дерби, 1839 >>>