Моя Англия - Эванс-Притчард, Эдвард Эван

25 ноября 2010


Оглавление:
1. Эванс-Притчард, Эдвард Эван
2. Библиография



Эдвард Эван Эванс-Притчард Evans-Pritchard; 21 сентября 1902, Кроуборо, Восточный Суссекс, Великобритания — 11 сентября 1973, Оксфорд) — британский социально-культурный антрополог, представитель структурного функционализма, основатель политической антропологии.

Биография

Окончил Винчестерский колледж, Оксфордский университет и аспирантуру Лондонской школы экономики, где попал под влияние Бронислава Малиновского. В первую полевую экспедицию отправился изучать народность занде в Южном Судане. В соответствии со сформулированными Малиновским каноном этнографического исследования Эванс-Притчард выучил язык занде, постоянно проживал в деревне занде и даже обращался к местным колдунам и прорицателям и выполнял их указания. Некоторое время преподавал в ЛШЭ, в 1930 году отправился на изучение суданских нуэров. Несмотря на объективные сложности в установлении контакта с нуэрами, ему удалось добиться расположения племени — в частности, для того, чтобы добиться уважения скотоводов нуэров, ему пришлось обзавестись несколькими коровами. Кроме занде и нуэров, Эванс-Притчард также собрал значтельный этнографический материал по ануакам, луо, шиллукам и бедуинам.

« Получивший странные прозвища «Какарика», «Тедди», он месяцами одиноко бродил в буше, привычно спасаясь от москитов навозом, вымазав им лицо, шею и руки. Он предохранял себя от «злых чар» заклинаниями, рекомендованными колдунами. Он готов был часами вести разговоры с туземцами о вещах настолько самоочевидных для них, что нередко его вежливо выпроваживали вон/
Никишенков А.А. Эдвард Эванс-Причард в истории антропологической мысли / История антропологической мысли. Пер. с англ. Елфимова А.Л. — М.: Вост. лит., 2003
»

В 1932 году начал работу в Каирском университете, где познакомился с Мейером Фортесом и Альфредом Радклифф-Брауном и попал под влияние теоретических идей последнего. Кроме него и Малиновского, Эванс-Притчард испытал значительное влияние французской социологической школы. Две вышедшие в 1940 году монографии и сборник «African Political Systems» заложили основы политической антропологии. Во время Второй мировой войны Эванс-Притчарда пытался попасть в действующую армию, а после отказа ему удалось убедить африканские племена Судана выступить на стороне Британской империи против оккупировавшей Эфиопию Италии. В 1944 году он перешёл в католицизм. После войны последовательно преподавал в Кембриджском и Оксфордском университетах, где занимался преимущественно преподаванием и кабинетными исследованиями. В 1946 году занял пост заведующего кафедрой социальной антропологии Оксфордского университета вместо Радклифф-Брауна.

Эванс-Притчард исследовал религию, магию, системы родства, брак, политические системы, восприятие пространства и времени и другие аспекты культуры у африканских племён. Наибольший вклад он внёс в изучение магии, доказав на примере занде и нуэров, что магия имеет рациональное содержание и часто служит для снятия напряжения в обществе. Большинство более ранних теорий о «примитивности» религий им отвергались как умозрительные и не подтверждённые этнографическим материалом. Также Эванс-Притчард отстаивал отнесение антропологии к гуманитарным, а не к естественнонаучным дисциплинам, а также считал, что антропология тесно взаимодействовать с исторической наукой. В работе «The Sanusi of Cyrenaica» Эванс-Притчард осуществил попытку синтеза социально-культурной антропологии и истории.

Несмотря на традиционную идентификацию Эванс-Притчарда как представителя структурного функционализма, его идеи входят в серьёзное противоречие с основными положениями Альфреда Радклифф-Брауна, а сам он негативно отзывался о Брониславе Малиновском и сдержанно — о Радклифф-Брауне.



Просмотров: 1152


<<< Чайковский, Анджей
Милнер, Робин >>>