Моя Англия - Уотс, Алан

25 ноября 2010


Оглавление:
1. Уотс, Алан
2. Взрослые годы
3. Поздние годы
4. Распространение в Интернете
5. Библиография
6. Академическое признание



Алан Уилсон Уотс — британский философ, писатель и лектор, известен как переводчик и популяризатор Восточной философии для западной аудитории.

Написал более 25 книг и множество статей, затрагивающих темы самоидентификации, истинной природы реальности, высшего осознания, смысла жизни, концепций и изображений Бога и нематериального стремления к счастью. В своих книгах он соотносит свой опыт с научными знаниями и с западными и восточными религиями, эзотерикой и философией.

Ранние годы

Уотс родился в 1915 году в городке Чизелхерст, Кент, Англия, на Холбрук Лэйн 3 в семье со средним достатком. Его отец был представителем компании Michelin, а мать — домохозяйка. Мать происходила из семьи миссионера. В связи со скромным достатком, семья предпочла жить в сельской местности, и Алан, единственный ребенок, вырос на природе, с детства зная наизусть названия всех растений и насекомых.

Возможно, благодаря влиянию глубоко религиозной семьи матери, зародился интерес к изучению первооснов всего на свете. Также Алан любил читать художественную литературу, особенно романтические истории про таинственный Дальний Восток.

Позже Уотс записал свои мистические видения, которые он испытал в детстве во время болезни. В то время он находился под впечатлением от восточных пейзажей и гобеленов, подаренных его матери миссионерами, вернувшимися из Китая. Те несколько китайских картин, которые Уотс увидел в Англии, по его признанию, совершенно заворожили его: «Я был эстетически очарован абсолютной чистотой, открытостью и ёмкостью китайского и японского искусства. Оно как будто парит в воздухе…». Эти художественные работы акцентировали внимание на взаимодействии природы и человека, теме, которая прошла через всю жизнь Алана.

Буддизм

По его собственному мнению, Уотс был человеком творческим, упрямым и словоохотливым. Ещё совсем маленьким его отослали учиться в школу-интернат. Про такую религиозную подготовку он писал: «На всём протяжении обучения, моё религиозное воспитание было мрачным и сентиментальным…» На каникулах в подростковом возрасте Френсис Крошоу, богатый эпикуреец с большим интересом к буддизму и к экзотическим малоизвестным аспектам европейской культуры, взял Уотса в поездку по Франции. Через некоторое время Уотс почувствовал необходимость выбрать между англиканским христианством, которому его учили, и буддизмом, о котором он читал в различных библиотеках, в том числе и у Крошоу. Он выбрал буддизм и вступил в Лондонскую буддистскую общину, которая была основана теософами и управлялась адвокатом Кристмасом Хамфри. Уотс стал секретарём организатора в 16 лет. Юный Уотс постиг несколько способов медитации за эти годы.

Образование

Уотс посещал King’s School, которая была рядом с Кентерберийским кафедральным собором. Несмотря на хорошую успеваемость, особенно в схоластике, и на хорошую репутацию школы, Уотс упустил возможность поступить в Оксфорд. Экзаменаторы сочли его вступительное эссе дерзким и вызывающим разногласия.

Поэтому после окончания школы Уотс сразу отправился работать, сначала в типографию, а позже — в банк. Он проводил свое свободное время в буддистской общине, проходя обучение у «лже-гуру», именующего себя Димитрием Митриновичем. Уотс также много изучал философию, историю, психологию, психиатрию и Восточную мудрость.

Первые публикации

Лондон предоставил ему множество других возможностей для личностного роста. Через Хамфри он познакомился с выдающимися эзотерическими писателями и яркими теософами, как Алиса Бейли. В 1936 в возрасте 21 года он посетил Всемирный конгресс Веры в Лондонском Университете, слушал доклад Дайсэцу Судзуки, а позже смог и пообщаться с уважаемым учёным школы Дзен. В результате бесед и случайных знакомств он увлёкся, изучая доступную научную литературу, основными концепциями и терминами основных философских течений Индии и Восточной Азии. В 1936 году была издана первая книга Уотса «Дух Дзен», которая позже была признана как переосмысление написанного Судзуки.

В 1938 году он со своей невестой покинул Англию и поселился в Америке. Он женился на Элеонор Эверет, чья мать, Рут Фуллер Эверетт, была связана с Дзен-буддийскими кругами США. Через несколько лет Рут вышла замуж за мастера дзэн Сокей-ан Сасаки, и этот японский джентльмен служил своего рода образцом для подражания и учителем Алану, хотя Уотс так и не стал официально учеником Сасаки.

В это время, согласно его последующим воспоминаниям, Уотс получил ещё одно мистическое переживание, произошедшее во время прогулки с женой.

Очарование Уотса Дзен-буддизмом, которое началось у него ещё с 1930-х годов, развивалось, поскольку эта традиция воплощается во вплетении духовности в практику. Это проиллюстрировано в подзаголовке книги Уотса «Дух Дзен»: «Жизненный путь, работа и искусство на Дальнем Востоке». Работа, жизнь и искусство не отодвинуты на второй план на фоне духовного.

Годы священничества

Уотс бросил официальное обучение Дзену в Нью-Йорке из-за того, что методы обучения не очень подходили ему. Он не был посвящён в буддийские монахи, но он чувствовал, что ему необходимо профессионально передавать накопленные философские знания. Он поступил в англиканскую школу, где обучался христианской скульптуре, теологии и истории Церкви. Он попытался сочетать современное понимание христианства, мистическое христианство и азиатскую философию. Уотс получил звание магистра теологии. Его диссертация была опубликована под названием «Созерцание духа». Уотс больше не скрывал свою недовольство традиционными религиями, считая их косными, заставляющими верующих испытывать чувство вины, при том воинственно вербующими сторонников, причём это относится и к иудаизму, и к христианству, и к индуизму и к буддизму.

Такие воззрения весьма сочетались с его новой ролью епископального священника, пока не разразился скандал с адюльтером, в результате которого его молодая жена аннулировала их брак. Это также повлияло на уход в 1950 году Уотса с должности священника. В следующем году он познакомился с Джозефом Кэмпбеллом, со своей новой женой Джин Эрдман и с Джоном Кейджем.

Весной 1951 года Уотс переехал в Калифорнию, где он устроился работать в Калифорнийский институт интегральных исследований в Сан-Франциско. Одновременно с ним там преподавали Saburō Hasegawa, Frederick Spiegelberg, Haridas Chaudhuri, лама Tokwan Tada, а также другие приезжие эксперты и профессора. Хасегава частным образом обучал Уотса японским традициям, искусству, привычкам, а также единению с природой.

Уотс также обучался китайскому письму и практике каллиграфии у Хасегавы и у китайских студентов института. Несмотря на то, что основным интересом его был Дзен-буддизм, который зародился в Китае, его исследовательские изыскания включали Веданту, «новую физику», кибернетику, семантику, философию процессов, естествознание, и антропологию сексуальности.



Просмотров: 2934


<<< Уильямс, Бернард
Уэвелл, Уильям >>>