Моя Англия - Валькот, Вильям Францевич

25 ноября 2010





Особняк Гутхейль, Москва, Пречистенский переулок, 1903

Вильям Францевич Валькот, Одесса, Российская империя — 21 мая 1943, Хастперпойнт, Суссекс, Англия, Британская империя) — британский архитектор и художник, работавший в Москве в 1898—1908. Автор проекта гостиницы «Метрополь» и двух особняков в Пречистенском переулке, мастер стиля модерн. По возвращении в Великобританию, стал знаменит как мастер архитектурной графики и городского пейзажа.

Биография

В России

Вильям Валькот родился в Люстдорфе в смешанной шотландско-русской семье. Рос в Европе и Южной Африке; в возрасте 17 лет вернулся в Россию для поступления в Императорскую Академию художеств. Окончив академию по классу Л. Н. Бенуа, продолжил образование в Париже. Переехав в Москву, некоторое время работал в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова.

Гостиница «Метрополь», 1899—1905

Крупнейшая работа Валькота — гостиница «Метрополь». В 1898 Савва Мамонтов выкупил участки земли по Театральному проезду для строительства культурно-делового центра; ядром постройки должен был стать зал мамонтовской «Частной оперы». Публичный конкурс 1899 года присудил первую премию Л. Н. Кекушеву. Проект Валькота под девизом «Женская головка» занял четвёртое место, однако Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, выбрал именно его. В том же 1899 году Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых махинациях, и руководство проектом перешло к Петербургскому страховому обществу; новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года, однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах. Здание, выгоревшее в 1901 и выстроенное заново к 1905, знаменито художественным оформлением работы М. А. Врубеля, А. Я. Головина и Н. А. Андреева.

Особняк Якунчиковой, Пречистенский переулок, 1900

«Женская головка» в замке свода повторяется в двух других московских работах Валькота — особняках Якунчиковой и Гутхейль, выстроенных на соседних участках по Пречистенскому переулку. Тогда же Валькот выполнил мозаичные фризы для собственного дома Л. Н. Кекушева в Глазовском переулке. Собственный стиль Валькота — т. н. английский модерн — существенно отличается от франко-бельгийского модерна Л. Н. Кекушева своей сдержанностью и простыми формами с четким вертикальным членением. Валькот регулярно публиковал эскизы своих проектов в профессиональной прессе, оказав влияние на поколение современных ему архитекторов. Кроме упомянутых зданий, он построил в Москве гостиницу-общежитие в Спиридоньевском переулке, 9, и доходный дом Московского Торгово-строительного акционерного общества в Мясницком проезде, 4.

В 1902—1905, Валькот терпит серию неудач на публичных конкурсах. Он выиграл конкурс на проект лютеранского собора в Старосадском переулке, но община начала строительство по проекту другого архитектора. В 1904, Валькот проиграл конкурс на доходный дом Политехнического общества по Мясницкой Адольфу Минкусу. Здание, построенное Александром Кузнецовым в 1907, включает элементы валькотовского проекта.

В Великобритании

Валькот вернулся в Лондон в 1908, первоначально работал художником-графиком на южноафриканского архитектора Юстаса Фрера. Валькот не сумел утвердиться на родине как архитектор-практик; за всю жизнь в Великобритании, он спроектировал и построил единственное здание. Однако Валькот стал знаменит как талантливый художник архитектурного пейзажа. Работая на ведущих британских архитекторов, в Риме, Париже, Нью-Йорке, Валькот создал множество архитектурных эскизов и городских пейзажей в манере, близкой к импрессионизму. В 1919 Валькот издает первый альбом собственных картин и гравюр, в 1913—1922 становится действительным членом британских художественных обществ. С началом Второй мировой войны Валькот потерял заказы; в 1943 он покончил с собой.



Просмотров: 959


<<< Шарлотта Августа Уэльская
Гиннесс, Алек >>>